Лабораторная работа 6 класс №2. Знакомство с клетками растений
Лабораторная работа. №2.
Знакомство с клетками растений
(на примере клеток томата и кожицы лука).
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: Оборудование «Точка роста» лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, спелый плод томата.
Ход работы
Задание 1.
1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.
3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.
4. Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и надпишите ее части.
Задание 2.
1. Разрежьте спелый плод томата.
2. Приготовьте микропрепарат из мякоти плода.
3. Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом.
4. Зарисуйте в тетради форму клеток.
5. После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты
Лабораторная работа №4.
Строение корня у проростка (гороха, тыквы). Зона роста (растяжения) у корня.
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование «Точка роста» : лупа ручная, проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).
Ход работы.
1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха, бобов). Отметьте его длину, толщину и окраску. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение.
3. Рассмотрите готовый микропрепарат «Корневой чехлик. Корневые волоски». Обратите внимание на зону роста (растяжения).
4.Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком в учебнике, зарисуйте и сделайте надписи.
5.Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
Лабораторная работа № 5
Внешнее и внутреннее строение листа.
Цель: изучение внешнего строения простых листьев.
Оборудование: комнатные растения: пеларгония, традесканция, гербарий листьев березы, дуба, сирени и др. растений, микроскопы, микропрепараты «Лист камелии».
Ход работы.
1.Рассмотрите лист. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
1) перисто-лопастная
2) перисто-раздельная
3) перисто-рассечённая
4) цельная
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Длина превышает ширину в 1,5 – 2 раза
1) яйцевидный
2) овальный
3) обратно-яйцевидный
Длина превышает ширину в 3 – 4 раза
4) ланцетный
5) продолговатый
6) обратно-ланцетный
Д. Край листа
1) цельнокрайный
2) волнистый
3) пильчатый
4) двояко-пильчатый
5) лопастной
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
1.Крапива двудомная
2.Абрикос
3. Монстера
4. Фиалка узумбарская
5. Береза повислая
8. Подорожник
11.Вишня
2.Рассмотрите готовый микропрепарат «Лист камелии» - поперечный срез под микроскопом, сначала под малым, а затем при большом увеличении.
1. Найдите верхнюю кожицу, отметьте особенности их строения.
2. Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой и губчатой ткани, сравните их. Найдите межклетники и хлоропласты.
3. Найдите проводящие пучки и определите в них сосуды, ситовидные трубки и волокна
4. Рассмотрите нижнюю кожицу с устьицами и воздушной полостью напротив устьичной щели.
5. С помощью учебника заполните таблицу.
Внутреннее строение листа.
Типы тканей Особенности строения клеток Функции
1.Покровная ткань (кожица)
2.Столбчатая ткань
3.Губчатая ткань
4.Проводящая ткань А) сосуды –
Б) ситовидные трубки -
5.Механическая ткань Волокна -
Лабораторная работа № 7
Строение корневища, клубня и луковицы.
Цель: изучить строение подземных побегов.
Оборудование: клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого.
Ход работы
1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили? Рассмотрите под лупой глазки.
3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.
4.Зарисуйте поперечный срез клубня.
5.Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.
6. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?
7.Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня. Зарисуйте продольный срез луковицы и обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.
8.Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.
Лабораторная работа № 9
Изучение внешнего строения водорослей.
Цель: знакомство с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.
Оборудование «Точка роста» : вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями; предметное и покровное стекла, пипетка; микроскоп; микропрепарат "Спирогира".
Ход работы.
1.Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.
2. Изучение строения клетки хламидомонады.
3. Изучение строения клетки хлореллы
4.Рассмотрите под микроскопом спирогиру, изучите строение спирогиры.
5.Зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
6.Сделайте выводы:
1. О сходстве в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.
2. О различиях в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.
Лабораторная работа № 10
Изучение внешнего строения мхов.
Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха.
Оборудование: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), мох-сфагнум.
Ход работы
1.Изучите особенности строения зеленого мха (например, кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.
2.Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.
3.Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.
4.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.
Лабораторная работа № 15.
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
Цель: научиться распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры, выявить их значимость для человека.
Оборудование: гербарии «Точка роста» рисунки и фотографии сельскохозяйственных культур.
Ход работы
1.Из перечня(1-12) выберите номера тех рисунков, на которых изображены важнейшие сельскохозяйственные культуры.
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2.Заполните таблицу.
№ рисунка Название культуры Значение в жизни человека
Лабораторная работа № 16.
Изучение строения плесневых грибов.
Цель: познакомиться с внешним строением плесневых грибов.
Оборудование «Точка роста» : микроскоп, готовые микропрепараты «Плесень мукор», плесень на пищевых продуктах.
Ход работы
1.Рассмотрите культуру плесневых грибов. Обратите внимание на окраску плесени, отметьте ее запах.
2.Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевых продуктов под ней.
3.Определите, какой способ питания у плесневых грибов.
4.Рассмотрите при малом и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное и подпишите названия основных частей мукора.
Литература
1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко/ авт.-сост. Т.В.Зарудняя. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
3. Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6-7 кл. общеобразоват учреждений. – 24-е изд. – М.:1999.
4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2005.
5. Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net/index.php?id=7&layout=blog&option=com_content&view=section
6. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. Биология. http://opengia.ru/subjects/biology-9/topics/1
7.